Родина митрополита Макария ( Булгакова)
Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк.
Сын сельского священника Новооскольского уезда Курской губ.; учился в Курской семинарии и Киевской духовной академии, в последний год студенчества принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской академией кафедру русской церковной и гражданской истории. Ни той, ни другой из этих наук М. не слушал ни в семинарии, ни в академии, так как тогда их вовсе не было в составе курсов этих учебных заведений. Тем не менее, молодой бакалавр, много работавший и читавший, оказался вполне на высоте своих обязанностей.
В 1842 г. был перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук. К этому предмету он был подготовлен наилучшим образом, так как имел в нем наставниками Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), признававшихся лучшими профессорами богословия в России. В продолжение первого года своей службы в Санкт-Петербурге напечатал "Догматическое учение св. Димитрия Ростовского" (в "Христианском чтении") и еще несколько журнальных статей, а отдельной книгой — магистерское сочинение "История Киевской духовной академии" . Последняя составила "событие" в тогдашней русской исторической литературе.
Назначенный инспектором академии в сане архимандрита, кроме богословия догматического, отец Макарий преподавал еще "Энциклопедию богословия" или "Богословие основное ". В 1847 г. он издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в правосланое богословие", за которые получил степень доктора богословия. В 1849 г. появился 1-й том "Богословия догматического". Еще раньше (1846 и 1847) вышли первые тома его "Истории русской церкви", а в 1850 г. он закончил доселе "Собрание материалов для науки канонического права Православной Церкви".
В 1850 г. назначен ректором академии и возведен в сан епископа. Это не мешало ему продолжать чтение лекций и трудиться над составлением следующих томов "Истории Русской Церкви" и "Догматического богословия". О последнем сочинении знаменитый Иннокентий, рассматривавший его по поручению Академии наук, дал самый блестящий отзыв, и с тех пор репутация владыки Макария как первого русского богослова установилась надолго. Другой знаменитый ученый богослов Русской Церкви, архиепископ Никанор, назвал епископа Макария (Булгакова) не только "великим", но и "беспримерным" богословом. Тогда же составленный М. краткий учебник догматики для духовных семинарий был издан только в начале восьмидесятых годов XIX в.
В 1854 г. появилась "История русского раскола старообрядства" как плод занятий его по должности наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в Санкт-Петербургской академии. В связи с занятиями по составлению "Истории раскола" владыка Макарий издал два древние Символа веры по рукописи XIII в. и написал "Монографию о секте странников".
Он занимал должности ответственного редактора журнала "Христианское чтение", члена Главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств; председателя Комитета по изданию книг для народа, исполнял массу поручений Синода и Академии наук, поместил множество статей в "Христианском чтении" и "Известиях Академии наук".
В 1854 г. он был избран ординарным академиком Императорской академии наук и во время пребывания своего в Петербурге не пропустил ни одного из заседаний II отделения академии. Десять из этих заседаний были посвящены слушанию рефератов самого Владыки.
В 1857 г. назначен был на епархиальную епископскую кафедру в Тамбов, причем Санкт-Петербургская духовная академия напутствовала его избранием в свои почетные члены.
Впоследствии он избран был в члены, почетные или действительные, почти всех ученых обществ археологических, исторических и т. п.
В 1859 г. он был перемещен на кафедру Харьковскую, в 1860 г. - Литовскую, а в 1879 г. назначен митрополитом Московским.
Его "Введение в Богословие" и "Догматическое Богословие"— труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия. Еще важнее его тринадцатитомная "История Русской Церкви" (последний том издан уже после его смерти); это — сочинение, вполне аналогичное с "Историей России" С.М. Соловьева.
Кроме исчисленных сочинений, митрополит Макарий оставил около 200 проповедей, составивших три сборника. Они посвящены главным образом решению теоретических вопросов догматики и морали, но есть между ними немало прекрасных проповедей публицистических, каковы, напр., некоторые "Слова" на дворянские выборы и проповеди по поводу открытия памятника Пушкину и всероссийской выставки в Москве. В проповеди на Пушкинском торжестве М. высказал пожелание, "чтобы зрела на Руси здоровая мысль, чтобы развивалось и зрело русское слово, чтобы больше нарождалось в России великих деятелей на всех поприщах проявления духа".
К научному и всякому умственному труду М. относился всегда с особенной симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергическое моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию наук всех денег, вырученных от продажи его сочинений (120 000 руб.), на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. Премии эти, до 5000 р. в год, назначались по очереди академией и Синодом за сочинения в первом случае по светским наукам, во втором — по богословским. Кроме того, он пожертвовал в пользу духовно-учебных заведений свой учебник по догматическому богословию; в 1869 г. им пожертвовано на премии за лучшие сочинения киевской академии 25 000 р., 2000 р. — на стипендию в литовской семинарии.
Впервые премия была присуждена вскоре после кончины митрополита Макария в 1884 году. В 1917-м, последнем дореволюционном году, Макариевская премия, присуждаемая Священным Синодом и Императорской академией наук, была уже одной из наиболее авторитетных научных наград.
В годы советской власти премия была упразднена, и только в 1995 году была восстановлена как совместный общественно-просветительский проект Русской Православной Церкви, Академии наук и Правительства Москвы.